|
В конце 50-х годов ХХ века на одной из железнодорожных станций американского штата Пенсильвания работал молодой инженер по имени Дэвид Коллинз. Каждый день он занимался сортировкой вагонов — работа кропотливая, трудоемкая и совершенно не увлекательная. И Дэвид решился на эксперимент, предложив совместить обычную нумерацию вагонов с системой кодов, состоящих из красных и синих полос, расположенных на стенке вагона в прямоугольнике длиной до полуметра. Такая система, по идее Коллинза, давала возможность быстрого считывания номерных данных с помощью прожекторов и фотоэлементов. Первые же опыты привели к поразительным результатам: фиксировать номера вагонов без остановки состава можно было даже при скорости 100 км/час! Позже, в 1968 году, Дэвид усовершенствовал свою систему, заменив прожектора жестко сфокусированными лазерными лучами, что повысило точность и снизило расходы энергии. Кроме того удалось существенно сократить размеры штриховой маркировки и самих сканеров. Через несколько лет Коллинз предпринял попытку перенести опыт железнодорожной системы штрихового кодирования в торговлю. Процесс адаптации штрих-кодов к новым условиям однозначно продемонстрировал, что их использование в торговой сети может принести еще больший экономический эффект, чем на транспорте. Принципы штрих-кодирования произвели фурор в американских супермаркетах, и в 1973 году в США была создана организация "Универсальный товарный код" (Universal Product Code, UPC), взявшая на себя функции координатора стандартизации и распространения опыта использования штрих-кодов в промышленности и торговле. С 1977 года стандартная система идентификации потребительских товаров стала применяться и в Западной Европе, получив название "Европейский артикул" (European Article Numbering, EAN). Американский и западноевропейский подходы к кодированию аналогичны, а стандарты вполне совместимы (по существу, единственным отличием кодов UPC и EAN является их длина: первый состоит из 12 знаков, а второй из — 13). Так что коды, нанесенные на упаковку товара в одной стране на одном континенте, могут быть автоматически расшифрованы в другой стране по другую сторону океана. В соответствии с алфавитом кода EAN каждой цифре соответствует определенный набор штрихов и пробелов. Первые две-три цифры (префикс) обозначают код страны, следующие шесть цифр — регистрационный номер предприятия внутри национальной организации. Совокупность кода страны и организации является уникальной и однозначно идентифицирует фирму-производителя товара. Оставшиеся цифры кода предоставляются предприятию для кодирования своей продукции. Последняя, тринадцатая цифра является контрольной, определяется по специальному алгоритму и обеспечивает надежность всего штрих-кода. На сегодняшний день в мире зарегистрировано более 50 стандартов штрихового кодирования, но наиболее широкое признание получили четыре: "Код 39" (Code 39) низкой, средней и высокой плотности, код "2 из 5 чередующихся" (Interleaved 2-of-5), код Codabar и вышеупомянутый код EAN/UPC. В последнее десятилетие, наряду с привычными одномерными штрих-кодами, стали активно использоваться двумерные. Благодаря своим техническим свойствам такой код очень устойчив к подделке и повреждениям и позволяет кодировать достаточно большой объем (полоса размером 2,5х1,5 см может содержать более 1 Кбайт информации). Ну и, наконец, недавно разработанный метод защиты данных — консилограмма (от английского conceal — "скрывать") — предусматривает встраивание скрытой информации в любое обычное изображение методами, родственными голографическим. Печатаем… Штрих-коды могут печататься на различных поверхностях, включая самоклеящиеся этикетки, упаковки, документы и накладные. Они могут наноситься на бумагу, пластик, дерево или металл. В зависимости от типа сканирующего устройства, символики и размеров штрих-кодов, их можно считывать с расстояния до 2,5 метра. Термотрансферные принтеры штрихового кода были разработаны для печати высококачественных и долговечных этикеток промышленного применения. Так, скоростные принтеры американской компании Zebra Technologies (модели Stripe500 и др.) стоят 2–3 тысячи долларов и рассчитаны на использование в достаточно крупных торговых центрах, которым необходимо регулярно выпускать значительные тиражи этикеток. Если же приобретать оборудование, например, для небольшого магазина, торгующего продуктами питания и располагающего ассортиментом товаров в пределах 6 000 наименований, то выбор оборудования окажется весьма широким: принтеры LP-2022 или LP Orion от Eltron, Ovation 2 производства Datamax, TM-L60 II от Epson или TSP-412, производимые Star Micronics. Всё это принтеры прямой печати на термоэтикет-ленте, обладающие примерно одинаковыми техническими характеристиками (скорость печати 51 мм/с, ширина печати этикетки до 60 мм, разрешение 208 точек/дюйм). Такие устройства позволяют печатать на этикетках текст, штрих-коды и графику. Диапазон цен — от 490 до 799 долларов. При небольших тиражах (до нескольких сотен этикеток в день) вполне подойдет принтер прямой термопечати со скоростью 25–30 мм/с, ресурсом термоголовки до 30 км и стоимостью до 300 долларов. При большем объеме печати — до 2 000–5 000 этикеток в день — разумным будет выбрать принтер со скоростью печати от 50–75 мм/c и ресурсом термоголовки до 50 км. Стоимость такой модели — 400–600 долларов. Если же требуемые тиражи исчисляются одним или несколькими десятками тысяч в день, то выбор следует остановить на промышленных моделях со скоростью печати 100–300 мм/с, стоимость которых колеблется в чрезвычайно широких пределах — от 1 000 до 5 500 долларов. …и считываем Считывается штриховой код при помощи сканеров, "измеряющих" ширину штрихов и пробелов. Для сканирования кода автоматизированной системе необходимо устройство ввода. Подобные устройства поставляются в широком спектре видов и конфигураций. "Сканер штриховых кодов является одним из центральных элементов любой автоматизированной системы управления предприятием розничной торговли, — говорит директор по маркетингу корпорации "Пилот" Андрей Хаустов. — Покупатели уже успели привыкнуть к этим устройствам, превращающим информацию, закодированную на этикетке со штриховым кодом, во всем понятную запись с наименованием товара и его стоимостью. Но, разумеется, это лишь одна, хорошо видимая область эффективного применения штрихового кодирования. Большое число приложений, связанных со сбором и обработкой закодированной информации, скрыто от покупателей, поскольку осуществляется в служебных помещениях магазинов, складах, производственных цехах, транспортных службах, аптеках, почтах и многих других предприятиях. И от того, как руководитель предприятия или специальный сотрудник, отвечающий за внедрение информационных технологий, решат вопросы, связанные с применением сканеров, зависит эффективность работы предприятия".
|
|