|
Пакуем все! Упаковка – понятие широкое. Это может быть простой деревянный ящик или пластиковая бочка. А может быть изящная шкатулка или букет цветов. Последнее относится к упаковке подарочной, которая все активнее проникает в нашу жизнь, украшая и праздники, и будни. Сегодня подарочная упаковка — это не только разноцветная бумага, банты и ленты. В современном оформлении подарков используется множество разнообразных, порой неожиданых аксессуаров: стразы, сухие растения и даже перья. Иногда такого рода продукцию можно приобрести в готовом виде, но чаще этим занимаются отделы упаковки в магазинах и торговых центрах. Оформление подарка к особо торжественному случаю можно заказать в дизайн-бюро. Шоколад и шампанское Многие российские компании уже давно разрабатывают и изготавливают на заказ фирменную подарочную упаковку. В последние годы все большим спросом пользуется подарочная упаковка для различной алкогольной продукции. Классический вариант для такого случая — прямоугольная картонная коробка. Элитные сорта вин, коньяков и т. п. иногда укладываются в деревянные ящички, что символизирует принадлежность к более дорогому ценовому сегменту. Картонная упаковка обычно изготавливается из плотного картона (от 200 до 500 г/м2) или микрогофрокартона. Дно коробки может быть сборным или самоскладным. Оба варианта одинаково прочны в эксплуатации, но самосклад актуален лишь при автоматизированном пакетировании продукции. Конструкция самоскладного дна формируется склеиванием 2 пар клапанов, расположенных по диагонали (эта дополнительная технологическая операция сказывается на цене). Часто тип дна обозначают количеством точек склейки: коробка со сборным дном — это коробка с одной боковой склейкой (одноточечная склейка), а с самоскладным дном — коробка с 3-точечной склейкой (1 боковая плюс 2 на дне). Для удерживания крышки коробки в закрытом положении делаются либо центральный замок, либо боковые фиксаторы. Дополнительным отличием подарочной коробки могут быть ручки: выносные, углубленные или пластиковые. Примерно так же (с некоторыми оговорками) оформляются подарочные наборы кондитерских изделий. В последние 5 лет, правда, в этом сегменте отмечается тенденция к увеличению доли жестяной и пластиковой упаковки. Обычно пик спроса на сладкие подарки приходится на зимне-весенний праздничный период. Коробки и коробочки самых невероятных форм и расцветок заполняют в эти дни полки магазинов словно для того, чтобы скрасить однообразие зимнего пейзажа. Косметика и парфюмерия Традиционным потребителем подарочной упаковки является парфюмерно-косметическая промышленность. По разнообразию форм и материалов, а также функциональности подарочная упаковка для ПКП, наверное, не имеет себе равных. Текстиль, мягкий и твердый пластик, жесть, проволочные и соломенные корзинки составляют сегодня серьезню конкуренцию старому доброму картону. Тем не менее, этот материал все еще сохраняет одну из лидирующих позиций. Картон в данном случае можно отнести к разряду традиционных материалов, а иногда даже и ретро. Из позапрошлого века к нам пришли объемные клееные футляры с шелковой драпировкой внутри и фигурным “гнездом” для флакона. Вплоть до конца 60-х гг. они сохранялись как обязательный атрибут дорогого парфюма. Немногие образцы современного мирового эксклюзива могут составить им конкуренцию. По счастью секреты этого производства не утрачены в нашей стране и поныне. Подобно самой парфюмерно-косметической продукции, картон, использующийся для ее упаковки, можно разделить на 2 типа: масс-маркет и эксклюзивный. С некоторой условностью к разряду масс-маркет можно отнести картонные коробочки с полноцветным изображением и тиснением фольгой плюс ультрафиолетовый лак. Цена коробки для одеколона из недорого картона (4 цвета, УФ-лак) — 0,1 $ при тираже 50 тыс. (примерно 0,5 $ при тираже в 100 тыс.); 0,1 $ стоит такая же коробочка с тиснением, но при тираже 100 тыс. Заметим, что недорогая картонная упаковка повышает отпускную цену изделия на 12—30 %. Более солидная, в том числе эксклюзивный вариант — на 50-75 %. Коробочка с окошком без пленки делает упаковку более привлекательной, разница в цене при этом незначительна. Упаковка (или то, что выполняет ее роль) в эксклюзивном сегменте — обязательный и атрибут, отвечающий четким креативным и ценовым требованиям. В частности, эксклюзивной упаковке в целом присущи: высокохудожественное стилевое решение, использование специальных красок и дорогих материалов (фактурных, крашенных в массе и др. бумаг, пластиков, тканей, дерева, стекла и т. п.), нетипичный раскрой, дополнительный цвет, печать на внутренней стороне коробки, нестандартное сочетание технологий. Цена эксклюзивной упаковки может втрое превышать аналог масс-маркета. Цена коробки (8х12х26 см) из микрогофры с лайнером в 4 цвета плюс УФ-лак — 0,7$ при тираже 10 тыс. Косметические подарочные наборы — активно развивающееся сейчас направление. Дополнительный импульс этому придало появление также называемых “банных” линий эксклюзивных марок. Одним из основных вариантов упаковки в данном случае является картонная коробка с окном. Такую модель используют и отечественная косметическая промышленность, и самые именитые представители мировой элиты. Окно примерно на 15-20 % (в зависимости от качества пленки) удорожает цену упаковки. Другой популярный вариант упаковки косметических наборов, в том числе и подарочных — сумочки-косметички из прозрачного пластика. Появившись лет 15 назад, они прочно завоевали потребительские симпатии благодаря внешней привлекательности и долговечности (по сравнению с картоном). Сегодня примерная рыночная стоимость этой продукции колеблется от 10 до 40 руб. Подарки в розницу Розничная торговля радует разнообразием подарочного оформления. Отделы упаковки подарков существуют и в крупных торговых центрах, и в небольших магазинах. В их ассортименте всегда широкий выбор бумаги, ленточек, коробок, бумажных пакетов. Последние пользуются особенным спросом. “Это современный, экологичный вариант упаковки, признанный во всем мире, позволяющий объединить возможности высокотехнологичной полиграфии с разнообразием материалов, — говорит Любовь Биткова, директор представительства компании “Радиуспак”. — Безусловно, бумажный пакет дороже традиционного для российского рынка полиэтилена, но эстетичность и элитарность такой упаковки делает ее привлекательной для продукции практически любого ценового сегмента и способствует увеличению розничных продаж”. Нередко в столы упаковок обращаются клиенты с просьбой упаковать как подарок денежные купюры, кредитную карточку, лазерный диск или какие-то другие плоские вещи. Это действительно не самые удобные предметы для упаковки. Ведь в коробочке или подарочной сумочке они “теряются”, а завернутым в цветную бумагу им явно не хватает объема. “Специально для таких случаев, — расказывает Елена Плясова, менеджер по рекламе и маркетингу компании GrandGift, — мы предлагаем конверты из бумаги “малбери” разных цветов, декорированные аксессуарами”. Бумага “малбери” Бумага “малбери” изготавливается путем ручной обработки древесины тутового дерева от англ. mulberry — тутовое дерево, ему издревле приписывают волшебную силу, способную противостоять злу). Эта бумага более плотная, чем та, что получается путем машинной обработки тутовой древесины (бумага “ханджи”). Она более рельефная, в ее прожилках хорошо укладываются сухоцветы, листья, блестки и другие декоративные элементы. В прошлом на Востоке такую бумагу использовали в качестве оконных стекол. Сегодня же она широко применяется для упаковки подарков, декорирования интерьеров, а также для оформления праздничных букетов. Разная по цвету и по фактуре, бумага “малбери” прекрасно подходит для изготовления коробок, сумочек, конвертов, декоративных аксессуаров. Новый картон Рынок престижной упаковки стремительно развивается. Повышение спроса на подарочную и высокоценовую парфюмерно-косметическую продукцию требует соответствующего упаковочного уровня, — говорит Станислав Ищенко, директор по рекламе и связям с общественностью компании “Линия График”. — Это предусматривает безукоризненный внешний вид в сочетании с высоким качеством материала. Одной из самых последних новостей для отечественной отрасли стало новое оборудование для производства картона, ламинированного диацетат-целлюлозной или металлизированной ПЭТ-пленкой”. Новый материал обладает целым рядом достоинств. Картон толщиной до 1 мм можно ламинировать практически любыми пленками, включая крашеные в массе, металлизированные, голографические, фактурные, перламутровые, матовые, глянцевые. Возможно изготовление “оконной” ламинации. Для нанесения изображения применим практически любой вид печати, а также тиснение. При всем этом новая упаковка будет не дороже, а может быть и дешевле аналогичных цветного и металлизированного хромолюкса и однозначно лучше импортируемого европейского картона, кашированного металлизированной пленкой. Традиции и тренды Производство подарочной упаковки все отчетливее выделяется в самостоятельное направление. При этом часто учитывается и возможная “событийная привязка” будущего презента: Новый год, 8 Марта, Пасха. Каждый из праздников имеет свои традиционные цвета (так, например, для Нового года традиционно цветовое сочетание красного с золотом и зеленым, синего с серебром). Одновременно существуют и модные тренды. Среди последних мировых тенденций в косметической упаковке следует отметить использование твердого прозрачного цветного пластика. Сувенирные и рекламные сумочки и коробочки придают продукту особую привлекательность и очарование, словно окутывая его легкой дымкой. В том же стиле выдержаны и сравнительно новые для нас пакеты-сумочки из так называемого “китайского” или “корейского” пластика. Они более долговечны, чем бумажные, но при этом не уступают им в декоративности. Упаковка + Так можно образно охарактеризовать одно из поднаправлений в подарочной упаковке. Речь идет не просто об оформлении подарка, а об индивидуальном оформлении на высоком художественном уровне. В этом случае упаковка превращается в самоценную композицию. При ее создании обязательно учитывается событие, к которому делается подарок, кому он предназначается, применяются лучшие дизайнерские находки. Такая упаковка подразумевает неожиданные формы, нетрадиционные материалы и самые смелые их сочетания: фантазия дизайнера ограничивается только пожеланиями заказчика. Важную роль играют разнообразные детали-аксессуары: перья, бутоньерки из искусственных цветов (корсачи), стразы. Эти небольшие детали необыкновенно оживляют упаковку, наделяют подарок настроением, задают интригу. Возьмем, к примеру, перья: легкие, нежные и изящные, они создают ощущение движения при малейшем колебании воздуха. Природная естественность и богатый цветовой ряд декоративных перьев позволяет сочетать их с любыми материалами — искусственными или натуральными. Стразы (небольшие кусочки стекла или пластика, имитирующие драгоценные камни) в прямом и переносном смысле придадут блеск любому подарку. По желанию заказчика дизайнер может усыпать подарочный мешочек мерцающими блестками или выполнить ими элегантную монограмму. В любом случае получится совершенно уникальное изделие. Всегда эффектно и изысканно выглядит флористическая упаковка для подарка. Тогда вместо лент или бантов стилист использует живые или искусственные цветы, а также сухоцветы. Живые цветы в этом случае декорируются на оазисе (специальной основе, позволяющей цветам оставаться свежими длительное время), который затем закрепляется непосредственно на подарке. Букет живых цветов — прекрасная “упаковка” для презента небольших размеров (коробочка с ювелирными украшениями, парфюмерией или даже мобильный телефон), предназначенного даме. Безусловно, такая упаковка — это дорогостоящая штучная работа, которая выполняется чаще всего в специализированных дизайнеских центрах. “Сегодня в нашей стране действует около 15 компаний, специализирующихся в этом направлении, — говорит Елена Плясова. — Спрос на подобные услуги растет год от года. Без преувеличения можно сказать, что сегодня в подарочный вариант пакуют все! Недавно мы получили заявку на оформление… пальмы. Был случай, когда пришлось „завернуть“ даже целый джип”.
|
|