|
Несмотря на сохраняющуюся высокую популярность стеклянной тары, все большее распространение получает тара из полиэтилентерефталата – ПЭТ-упаковка. Сегодня упаковка, производимая на основе полимерных материалов, является одним из основных сегментов российского рынка тары и упаковки. С каждым годом увеличивается количество всевозможных пищевых и непищевых продуктов, упакованных в ПЭТ, а наибольшим спросом такая тара пользуется у производителей разнообразных напитков, в частности пива.
Историко-социологический анализ показывает, что уровень жизни населения, политическая и социальная стабильность напрямую влияют на потребительские вкусы. Так, чем лучше жизнь в абсолютном смысле, тем больше становится потребление слабоалкогольных напитков, таких как натуральное вино и пиво. Если же обстановка в стране ухудшается – возникают политические и экономические кризисы, уровень жизни населения падает, тогда растет потребление крепкого алкоголя. В России, по мнению экспертов, к 2005 году под влиянием роста доходов на душу населения и потребительских расходов объем потребления пива вырастет на 15%.
Переход от использования в пивоваренной отрасли стеклянной тары к упаковке напитка в бутылки из полиэтилентерефталата возможен, в основном, по двум причинам: с одной стороны, предприятиям необходимо снизить уровень затрат, что и происходит за счет применения более дешевой ПЭТ-упаковки; с другой стороны, не последнюю роль здесь сыграл и конечный потребитель продукции – пиво в литровых и двухлитровых пластиковых бутылках раскупается быстрее и в значительно больших объемах. Пиво в ПЭТ-бутылках, тем не менее, ассоциируются с массовой продукцией, а не с напитком «премиум»-сегмента.
Конечно, ПЭТ-тара, демонстрируя достаточное количество преимуществ, как то – удобство транспортировки, возможность большего объема и низкая себестоимость производства (по сравнению со стеклянной тарой), уже успела завоевать признание как производителей, так и потребителей различных товаров. В то же время и тех, и других при принятии решения о выборе такой упаковки волнуют такие серьезные и важные вопросы, как экологичность и утилизация ПЭТ.
Относительно экологичности мировые производители на основании множества проведенных исследований утверждают, что использование ПЭТ-упаковки не вредно. Причем в странах Западной Европы, а также в Канаде и США активно развивается сегмент розлива в ПЭТ-упаковку чая, соков и молока. К сожалению, в России мы в ближайшее время не увидим этих напитков в пластике: несмотря на то что ПЭТ-упаковка дешевле и удобнее, чем пакеты «Тетра-Пак», отечественные производители соков, молока и чая сейчас только изучают это направление.
А вот отсутствие в России (в отличие от стран Европы) программы по раздельному сбору мусора является одной из основных причин, препятствующих активизации развития российского рынка производства и потребления ПЭТ-тары. Актуальность этой программы связана и с тем, что период распада структуры любой выброшенной ПЭТ-бутылки составляет несколько десятков лет, процесс сжигания ПЭТ-отходов сопровождается выделением в атмосферу диоксинов, что негативно влияет на и без того неблагоприятную экологическую ситуацию в стране. Таким образом, проблема утилизации и переработки ПЭТ-упаковки препятствует столь же быстрому и динамичному развитию данного рынка в России, какое наблюдается в странах Европы.Кроме того, в России остается нерешенной сырьевая проблема данного рынка. Российский рынок производства ПЭТ-преформ испытывает значительные трудности из-за отсутствия в требуемых объемах отечественного сырья для их производства. В качестве материала для преформ в настоящее время используют два разных полиэфира – ПЭТ и ПЭН. Последний обладает лучшими барьерными свойствами, что, однако, влечет за собой повышенную стоимость. Как следствие, его использование оказывается во многих случаях нерентабельным.
Так, по данным таможенной статистики в 2003 году импортные поставки ПЭТ-преформ на российский рынок составили порядка $18,6 млн, что на 14,8% больше соответствующего показателя 2002 года.
При этом следует отметить, что в натуральном выражении импорт преформ для изготовления ПЭТ-тары в 2003 году снизился примерно на 15%. Это свидетельствует о росте среднеконтрактных цен, который возник из-за увеличения мировых цен на сырье.
Общей тенденцией на рынке стеклянной тары является постепенное наращивание импортных поступлений, в основном за счет бесцветной бутылки. В 2003 году наблюдается увеличение импорта прозрачной бутылки на 11% против показателей 2002 года в денежном эквиваленте, и на 12% - в натуральном выражении. На рынке же бутылки из цветного стекла обратная ситуация – на 12% наблюдается рост по общей стоимости контрактов, но при этом, на 10% сокращаются объемы поступлений в натуральном выражении.
Структура основных производителей ПЭТ-преформ, импортируемых на российский рынок, существенно изменилась за год: если в 2002-м основную долю рынка – 81% – занимала литовская компания Nemuno Banga, то в 2003-м на первое место среди импортеров вышла итальянская фирма Cobarr S.p.a., существенно потеснив прошлогоднего лидера и заняв более 40% на рынке импорта преформ. Заметим, что в 2002 году компания Cobarr S.p.a. входила в число «прочих» импортеров, суммарный показатель доли рынка которых не превышал 1%. Среди других ведущих компаний, занимающихся поставками ПЭТ-преформ в Россию, можно выделить следующие: ООО «ПКП СДТ», ДП «Алекс Пак», ЗАО «Юнипласт» (Украина); ЗАО «Путокшнис» (Литва); «ВИП» (Польша).
Соответственно положению, занимаемому производителями – импортерами преформ, сложилась и структура поставок по странам, откуда идут поставки продукции. Так, Италия в 2003 году заняла 42% рынка, Литва – 32%, Украина – 18%.
Охарактеризовать рынок упаковки можно следующим образом. Стеклянная тара перестает быть дефицитной продукцией. Самым емким остается сегмент бесцветной бутылки, в котором наблюдается прирост импортных поступлений. Отечественный же рынок характеризуется расширением производства – строятся новые профильные заводы и модернизируются старые. Потребители стеклянной тары все большее внимание уделяют качеству продукции. Параллельно на нашем рынке продолжает укрепляться сегмент современной ПЭТ-упаковки.
|
|