На данный момент пробел на рынке составляет сектор полимерной упаковки, в котором производство некоторых видов продукции или совсем не освоено, или только начали осваивать. "На сегодняшний день не все сырье для производства полимерной упаковки производится в России, - комментирует причину генеральный директор ООО "Фуд-пластик Групп" Никита Калашников. - Например, двухосно ориентированную полистирольную ленту, из которой изготавливаются тортницы и салатники, сейчас в России никто не производит. А в секторе ориентированного полипропилена российские предприятия заполняют только 30% спроса".
Рынок растет
По мнению упаковщиков, развитие рынка тормозится его непрозрачностью. Тем не менее западные компании все активнее приходят в Россию, создавая совместные предприятия и строя производственные мощности с нуля.
В 2003 г. заявлено несколько крупных проектов строительства предприятий по выпуску полимерной упаковки. В случае реализации этих проектов все основные упаковочные материалы будут производиться на территории России. А избыток выпущенной продукции пойдет на экспорт.
Восполнить пробелы
Производством жесткой полимерной упаковки намерено заняться ООО "Фуд-пластик Групп", специализирующееся на поставках сырья и оборудования для производства пластиковой упаковки для продуктов питания и на одноразовой упаковке для овощей и фруктов. "Наша компания намерена занять около 70% рынка двухосно ориентированной полистирольной ленты, - говорит генеральный директор компании Никита Калашников. - На данный момент у нас с германской компанией Bruckner на стадии подписания проект строительства завода мощностью 9 тыс. т в год стоимостью $8 млн".
Другой сектор упаковочного рынка, привлекающий западные компании в Россию, - производство упаковки из биаксиально ориентированной полипропиленовой пленки (БОПП).
Причем своей активностью на российском рынке полимерной упаковки в целом выделяются проекты германской Bruckner. Такое стремление немцев понятно – при ежегодном росте сектора в 15% российские производители потребляют около 60 тыс. т БОПП-пленки.
Осенью 2003 г. Bruckner заключила два крупных контракта с российскими компаниями. Первый - с российской финансово-промышленной группой "Евромет" на поставки двух линий по производству БОПП-пленки суммарной мощностью 50 тыс. т в год. Полный проект предполагает монтаж четырех линий. Второй контракт на строительство под ключ завода по производству БОПП-пленки немцы подписали с московской фирмой ОАО "Новатэк".
Другой совместный проект в секторе БОПП-упаковки намерены реализовать торгово-производственный холдинг "Марта" и французская компания DMT.
Полимеры притягивают
Развитие одних секторов упаковочного рынка происходит не только за счет увеличения мощностей предприятий по выпуску той или иной продукции. Освоение новых технологий ведет и к перераспределению спроса на виды упаковки.
Так, специалисты компании Abercade Consulting отмечают, что в последнее время производители продуктов питания все активнее заменяют бумажную упаковку на полимерную. "Основной тенденцией на рынке потребительской упаковки является переход к более функциональным видам упаковки, - говорит аналитик компании Abercade Consulting Константин Коблов. - Так, компании, упаковывающие продукцию, активно переходят с оберточной бумаги на полимерную пленку и фольгу. Поэтому спрос на оберточную бумагу падает. Но поскольку конкуренция в секторе достаточно высока, производители бумажной упаковки за счет повышения качества продукции намерены удерживать свои позиции".
Выбор потребителя-производителя
Сами же производители продуктов питания, выбирая упаковочный материал для своей продукции, основываются на нескольких факторах. "Прежде всего мы руководствуемся потребительским предпочтением, также учитываем удобство ее в использовании, - говорит начальник отдела маркетинга и рекламы ООО "Морозко" Ольга Данилова. - Материал упаковки должен соответствовать санитарно-гигиеническим нормам, быть влаго-, воздухонепроницаемым, должен максимально сохранять питательные свойства продукта и выдерживать минусовые температуры".
|