или Тайны упаковки класса «люкс»
Что называть престижной упаковкой, упаковкой класса «люкс»? Казалось бы, интуитивно понятно, о чем идет речь, однако не все так просто. Попробуем определиться с этим вопросом и указать основные достоинства дорогой упаковки.
Известная нам с советских времен фраза о «значительном росте материального благосостояния трудящихся» в последнее время вспоминается все чаще. Поводы могут быть разные: по количеству шестисотых мерседесов Москва даст сто очков вперед любому европейскому городу (да и азиатскому тоже), а цены в столичных магазинах нисколько не мешают наполнять корзины продуктами.
Разнообразию ассортимента обычного магазина сегодня можно только радоваться. Новое поколение наших людей слово «дефицит» без словаря, наверное, уже и не напишет. В современном супермаркете, кажется, есть все, что можно себе представить, плюс многое, о чем никогда раньше и не слышал. Все это магазинное изобилие удивляет, в первую очередь, своей упаковкой. Причем даже однотипные продукты порой упакованы так, что с первого взгляда трудно догадаться, что это такое. Взять, к примеру, «народный» продукт - пельмени. Видов их упаковки можно увидеть множество: это мягкий пластиковый пакет и картонные коробки самых разных форм и размеров, мешки из ткани и деревянные ящики, всевозможные пластиковые коробки и т. д. А ведь даже неспециалисту понятно, что для пельменей вполне достаточно недорогого полиэтиленового пакета. Однако факт остается фактом: даже товар первой необходимости зачастую упакован чуть ли не как предмет роскоши - «с излишествами». Почему?
Совершенно ясно, что все основные (функциональные) свойства упаковки могут быть легко реализованы с помощью сравнительно простой, недорогой ее формы. Какие функции упаковки для пельменей можно выделить:
она должна вмещать определенное количество товара, которое предлагается к приобретению;
защищать продукт от контакта с внешними загрязнителями;
содержать информацию о самом товаре в соответствии с установленными требованиями;
помогать без потерь транспортировать товар и т. д.
Со всем этим вполне справляется обычная упаковка, допустим, тот же пластиковый пакет с изображением в одну краску. Однако встает другой важный вопрос: как продавать товар? То есть как сделать так, чтобы из всего многообразия тех же пельменей купили именно твои, изготовленные твоим предприятием. Ведь если их не купят, то все вложения в производство окажутся напрасными.
И тут настает черед других функций упаковки - дополнительных. Их немало, причем некоторые сложно определить однозначно. Упаковка может активно привлекать внимание к товару, давать дополнительную информацию о нем, существенно отличать его от аналога конкурента, выделять этот товар среди подобных, помогать продавать товар, упрощать пользование им, специальным образом позиционировать его.
С усложнением задачи усложняется и ее решение. С одной стороны, упаковка должна выполнять максимум основных и дополнительных функций. С другой - стоимость упаковки должна быть максимально низкой, чтобы существенно не влиять на стоимость самого товара. Любой товаропроизводитель сталкивается с проблемой разрешения этого парадокса (две схемы решения «парадокса упаковки» см. в авторской справке).
Современное состояние рынка (по крайней мере, мирового) говорит о том, что вложения в упаковку делать необходимо, как необходимо производить и упаковку класса «люкс» или престижную упаковку. Только в этом случае у товара есть шансы выстоять в конкурентной борьбе. Без всяких сомнений, упаковка класса «люкс» выполняет все основные требования к упаковке, но при этом в нее заложены дополнительные идеи и, естественно, финансы.
|